Образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
Система
Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова существует более 40 лет, проверена временем,
завоевала всеобщее признание.
С 1995-1996 учебного года система начального образования Д.Б.
Эльконина-В.В. Давыдова признана государственной системой начального обучения.
Созданная отечественными учеными, она вошла в практику школ России, Украины,
Казахстана, Белоруссии, Латвии. Система вызывает огромный интерес у
французских, немецких, голландских, канадских, норвежских и японских педагогов.
В Норвегии, например, развивающее обучение активно внедряется не только в
начальном (как в основном сложилось в России), но и в среднем, старшем звене
школы, в колледжах и университетах.
Об основателях системы – Д.Б.
Эльконине и В.В. Давыдове
Даниил Борисович Эльконин (1904 – 1984 гг.) с гордостью говорил о том, что он является
учеником выдающегося отечественного ученого Льва Семеновича Выготского.
Развивая идеи школы Выготского, Д. Б. Эльконин создал собственное научное
направление в детской и педагогической психологии. Ему принадлежат теории периодизации детского развития и детской игры, а
также методики обучения детей чтению.
Родился Д. Б. Эльконин в Полтавской губернии, учился в Ленинградском
педагогическом институте им. А. И. Герцена.
С 1937 года и до начала Великой Отечественной войны он был учителем
начальных классов в одной из ленинградских школ, преподавал в педагогическом
институте, создавал школьные учебники по русскому языку для народностей
Крайнего Севера. В этот период Д. Б. Эльконин защитил кандидатскую диссертацию,
посвященную развитию речи школьников (1940 г.).
Всю Великую Отечественную войну Д. Б. Эльконин находился в действующей
армии, был награжден боевыми орденами и медалями.
Демобилизовавшись из армии в 1953
г. в звании подполковника, Д. Б. Эльконин стал
сотрудником Института психологии.
В 1962 году он защитил докторскую диссертацию, в 1968 году был избран
членом-корреспондентом АПН СССР. Многие годы он преподавал на факультете
психологии Московского университета.
Василий
Васильевич Давыдов (1930 – 1998 гг.) – выдающийся отечественный педагог и
психолог, последователь Л.С. Выготского, ученик Д.Б. Эльконина.
Доктор психологических наук (1971), профессор (1973). Академик и
вице-президент Российской академии образования (1992). Почетный член
Национальной академии образования США (1982). Член редколлегий журналов
«Вопросы психологии» и «Психологический журнал».
Работы по педагогической психологии посвящены проблемам развивающего
обучения и возрастных норм психического развития.
На основе его теории различных типов мышления человека были созданы и
внедрены конкретные программы и учебно-методические пособия по математике,
русскому языку, химии, географии и другим предметам.
В своих трудах В. В. Давыдов неоднократно довольно смело высказывался по
поводу официальных педагогических догм. «Последней каплей» стала A.C.
Арсеньева, Э.В. Бесчеревных, В.В. Давыдова и др.,. После выхода книги
«Философско-психологические проблемы развития образования», вышедшей в 1981
году под редакцией В.В. Давыдова, он был
исключен из партии, снят с должности директора Института общей и педагогической
психологии АПН СССР. Однако уже через несколько лет, в 1986 году, награжден
премией им. К.Д. Ушинского за достижения в педагогике, а позднее восстановлен в
партии и в 1989 году вновь назначен директором этого же института.
История системы РО Эльконина-Давыдова
Образовательная система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, имеет
уже более 40-летнию историю своего существования:
в 1959 году на базе школы № 91 г. Москвы была открыта
лаборатория Д.Б. Эльконина «Психология младшего школьника» в 1991 году образовательная система Эльконина-Давыдова
вошла в массовую педагогическую практику в 1994 году по инициативе и непосредственном
участие В.В.Давыдова была создана Международная Ассоциация «Развивающее
обучение», которая объединила вокруг общих идей учителей, руководителей школ,
специалистов и ученых развивающего обучения в 1996 году Решением Коллегии Министерства
образования РФ образовательная система Эльконина-Давыдова была признана одной
из трех государственных систем наравне с традиционной системой и системой
развивающего обучения Л.В. Занкова в 1998 году сотрудники лаборатории Д.Б.Эльконина
и В.В.Давыдова за вклад в развитие отечественного образования получили Премию
Президента РФ - в 1999 году авторы курса «Литература как предмет
эстетического цикла» для начальной школы и учителя школы № 91 г. Москвы получили
Правительственную премию в области образования
- в 2000 году был создан Открытый институт «Развивающее
образование» на базе которого осуществляется
переподготовка и повышение квалификации работников образования.
Общая характеристика системы развивающего
обучения Эльконина-Давыдова
Концептуальные положения системы Эльконина-Давыдов
В основу этой системы развивающего обучения легли результаты исследований психологических
особенностей детей младшего школьного и подросткового возраста, проведенных
выдающимся российским ученым Л.С. Выготским и его последователями. Ее главные
особенности:
- Изменение предметного содержания обучения.
Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом
качественном уровне. В отличие от традиционной, эмпирической педагогической
системы здесь в основу изучаемых дисциплин положена система научных понятий
- Отказ от репродуктивного способа обучения и
переход к деятельностной педагогике, в которой ключевой компетентностью
является наличие у человека основ теоретического мышления
- Главная задача – освоение учащимися обобщенных
способов действия. Это позволяет научиться школьникам решать большой круг
частных задач за более короткий отрезок учебного времени
- Переход на коллективно-распределенный тип
деятельности между учителем и учащимися, учителем и отдельным учеником, между
учащимися. Организация совместной творческой деятельности детей по их
самостоятельному усвоению знаний
- Открытие в детях потенциальных интеллектуальных
и личностных способностей.
На сегодняшний день система развивающего обучения
Эльконина-Давыдова не имеет аналогов по эффективности обучения и выявлению
творческих способностей детей.
Урок в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова
Особенностью урока этой
психолого-педагогической системе является включение в него
разнообразных групповых дискуссионных форм работы, в ходе которых дети
открывают для себя основное содержание учебных предметов
Знания не даются детям в виде готовых
правил, аксиом, схем, а вырабатываются ими в ходе учебной дискуссии
Отметок детям в начальной школе
не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения
на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта
Домашние задания сведены к
минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на
уроках
Дети не переутомляются,
их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями
В результате обучения по системе
Эльконина-Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения,
учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют
доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению
различных дисциплин.
Система РО Эльконина-Давыдова в начальной школе
Обучение в школе по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В.
Давыдова доступно каждому ребенку. Оно развивает всех детей с различными
исходными условиями их интеллекта и личности.
Школа развивающего обучения Эльконина-Давыдова уже в младшем
школьном возрасте:
- формирует у ребенка новый
тип мышления – теоретический, позволяющий исследовать и понять сложность
мира, ориентироваться в нестандартных ситуациях, строить жизнь без
подсказки;
- воспитывает интерес к
познанию, к поиску новых источников информации;
- способствует проявлению
таких личностных качеств, как способность к сотрудничеству в коллективной
учебной деятельности и за ее пределами, самостоятельность в достижении
цели, ответственность за результаты;
- развивает желание и умение
учиться, которые обеспечивают развитие личности в подростковом и юношеском
возрасте, решение задач профессионального и жизненного самоопределения.
Педагогическая система РО Эльконина-Давыдова
дает
учащимся:
- дети, обучающиеся по этой системе, составляют
наибольший процент среди участников и победителей олимпиад
- уровень развития интеллекта учащихся по этой
системе существенно выше, чем у школьников с традиционной формой обучения
- развитие у детей способностей к анализу, умению
аргументировано рассуждать и излагать свою точку зрения
- развитие способности нетрадиционно мыслить и
находить нестандартные решения
- активная форма обучения развивает самооценку
учащихся и снижает фактор закомплексованности
- все это позволяют детям, прошедшим обучение по
этой системе, достигать наивысших профессиональных результатов в их дальнейшей
жизни.
учителям:
- учителя, преподающие по данной системе, при
переаттестации получают высшую категорию
- учитель, работающий в системе Д.Б.
Эльконина – В.В. Давыдова, не носитель истины, а помощник в увлекательном
процессе познания.
родителям:
- умного, самостоятельно мыслящего ребенка.
Недостаток
Общий недостаток системы РО Эльконина – Давыдова: она не имеет достойного
продолжения в основной школе. И если вы отдадите ей предпочтение, будьте
готовы, что после начальной школы вашему ребенку все равно придется
перестраиваться на традиционное преподавание, а это может на первых порах
создать ему проблемы.
Источник: http://www.deti-66.ru/ |