Все мы любим красивый и сказочный обычай наряжать на новогодние праздники елку. Эта всемирная традиция имеет очень богатую историю,
и без нее вряд ли можно представить празднование главных зимних
праздников. Почему же мы наряжаем именно ель и как появился этот обычай? Согласно
старинной легенде, ель стала символом Рождества по желанию небесных
сил. Когда в Вифлееме, в убогой пещере, родился Спаситель, под пение
ангелов на темном небе зажглась новая яркая звезда. Внемля божественному
знамению, к пещере поспешили не только люди, но и животные и растения.
Каждый старался показать новорожденному свою искреннюю радость и
принести какой-нибудь подарок. Растения и деревья дарили Младенцу свои
благоухания, цветы, плоды и листья. На радостное событие спешила с
далекого севера и Ель. Она пришла самой последней и, стесняясь, встала в
стороне. Все удивленно спросили ее, почему она не заходит. Ель
ответила, что ей очень хочется войти, но ей нечего подарить
Божественному Младенцу, и она боится испугать Его или уколоть иголками.
Тогда растения поделились с Елью своими дарами, и на ее ветвях стали
красоваться красные яблоки, орехи, яркие цветы и зеленые листочки. Ель
очень обрадовалась, поблагодарила всех, и тихо подошла к Иисусу.
Младенец улыбнулся, увидев красивую, разноцветную, добрую Ель, и тогда
над самой ее верхушкой еще ярче засияла Вифлеемская звезда… По
другому, похожему преданию, Ель не пустили к Младенцу гордые Маслина и
Пальма, насмеявшись над ее колючими иголками и липкой смолой. Скромная
Елка не стала возражать и грустно смотрела в светлую благоухающую
пещеру, думая о своей недостойности зайти в нее. Но Ангел, который
слышал разговор деревьев, сжалился над Елью и решил украсить ее ветви
небесными звездами. Ель великолепно засияла и зашла в пещеру. В этот
момент Иисус проснулся, улыбнулся и протянул к ней ручки. Ель
возрадовалась, но не загордилась, и за скромность Ангел наградил доброе
деревце, сделав его отныне знамением светлого праздника Рождества. В
древние времена люди обожествляли природу и верили в существование
духов, живущих, преимущественно, в лесах на хвойных деревьях. Считалось,
что именно сверхъестественные лесные существа вызывают лютые морозы,
насылают метели и запутывают охотников, а особенно смело духи ведут себя
длинными декабрьскими ночами. И поэтому, чтобы уберечь себя и свое
имущество от проделок лесных существ, люди старались всячески задобрить
их: украшали ели различными плодами и угощениями, произносили
специальные заговоры и совершали таинственные обряды. К тому же,
вечнозеленая елка издревле символизировала саму жизнь. Европейцы
убеждены, что распространить обычай наряжать елку помог и глава немецкой
Реформации Мартин Лютер. Однажды, в канун Рождества, морозной звездной
ночью, он возвращался домой через лес и, решив сделать семье сюрприз,
принес елку. Ее украсили свечками и бантиками. После этого случая многие
стали брать с него пример. Первое письменное свидетельство об
украшенных елках, датированное 1605 г., звучит так: «В Страсбурге на
Рождество приносят в дома еловые деревья, и на эти деревья кладут розы,
сделанные из цветной бумаги, яблоки, вафли, золотую фольгу, сахар и
другие вещи». В начале XIX в. этот красивый немецкий обычай стал
распространяться на территории Северной Европы. В Англии, Франции,
Америке повсеместно ставить и украшать рождественские елки стали только в
середине XIX в. В это же время елка стала рождественским
деревом и в России. Правда, указ Петра I в канун 1700 г., закрепляющий
перенос Нового года на 1 января, тоже гласил: «По большим улицам, у
нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и
ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых». Но о елке как украшении дома
речь еще не шла. Немцы, жившие в России, соблюдали свои обычаи, но
русские не спешили их перенимать. Есть упоминание в литературе о
том, что первая рождественская елка в России была устроена Николаем I в
конце 1830-х годов. В то время российская знать увлекалась немецкой
литературой и западными манерами. Поспособствовали распространению
традиции... петербургские кондитеры швейцарского происхождения,
предлагавшие к празднику готовые наряженные деревца и сладости с елочной
символикой. К концу 1840-х годов елка стала привычным атрибутом
рождественского праздника. Деревья украшали поделками из цветной бумаги,
фруктами, рафинадом и мишурой. Кстати, о новогодней мишуре тоже
существует предание. Очень давно жила одна добрая женщина, у которой
было много детей, они были очень бедны, и ей приходилось очень много
работать. Вечером перед Рождеством женщина нарядила елку, но украшений у
нее было совсем мало. Ночью на ветки елки приползли пауки и сплели
паутину. Увидев это, и пожалев бедную мать, Иисус Христос благословил
дерево, и паутина превратилась в серебристую мишуру… В конце 20-х
годов XX столетия елка в России была запрещена вместе с празднованием
Рождества и даже Нового года. Но в 1936 году вернулась как атрибут
именно новогодних праздников и надеюсь, больше нас не покинет.
Источник: http://shkolazhizni.ru |