Пятый
месяц года раньше именовался «травень» и «цветень» и считался одним из
самых тяжелых месяцев в году. Не случайно считалось, что в мае нельзя
устраивать свадьбы, иначе придется маяться не один месяц в году, а всю
жизнь: «Женишься в мае - спокаешься, всю жизнь промаешься». Этот месяц
был трудным и для тех, кто работал в поле и на огороде: нужно было не
покладая рук заниматься посадками. Поэтому на каждый майский день
существовали
особые приметы и обычаи.
В
последний день апреля отмечали: если небо ясное, день солнечный,
значит, последний весенний месяц и даже все лето будет хорошим. Но даже
если еще в апреле на деревьях появились первые зеленые листочки, в мае
обязательно ждут холодов и заморозков.
Первый
день третьего весеннего месяца - 1 мая - отмечается как праздник.
Однако эта традиция началась не с празднования Международного дня
солидарности трудящихся, а гораздо раньше: в петровские времена. В
Москве на Немецкой слободе в этот день устанавливали для торговли
«немецкие столы» и разбивали «немецкие станы». Позже горожане переняли
эту традицию: 1 мая стал «народно-городским» праздником для мещан,
посадских, купцов.
2
мая - день преподобных Трифона и Никифора, а на следующий день - 3 мая,
- по старинному обычаю, принято было «окликать родителей». На утренней
заре все женщины собирались и шли на кладбище, на могилы своих родителей
и родственников, и начинали причитать - звать их. И во времена
язычества, и в христианской традиции родители всегда почитались особо,
поэтому после их смерти, по народному причету, «пустел высок терем, глох
широк двор; не цвели в широком поле цветы лазоревы, не красно росли
дубы в дубровушках». Плакальщицы призывали своих умерших родителей:
«Встаньте-пробудитесь, поглядите на своих детушек, выгляньте на нас,
сирот, из своих домков, да потешьте словом ласковым!»
На
следующий день после окликания родителей, в день святого мученика
Прокула, существовал обычай проклинать нечистую силу, которая пыталась
вернуть холода на землю.
Тепло
было необходимо огородникам: ведь 5 мая, в день святого апостола Луки,
советовали высаживать на грядки лук. «Лук от семи недуг!» - говорили о
нем и добавляли: «Лук - татарин: как снег сошел, так он и тут!» В этой
пословице, скорее всего, отражена народная память о весенних набегах
крымских и ногайских татар, которые появлялись со стороны степи вместе с
первой травой. От этих набегов охраняли русскую землю запорожские
казачьи конные караулы, ставившиеся по всем рубежам России.
Следующий
день посвящен памяти великомученика Георгия Победоносца - Егорий (Юрий)
весенний (в отличие от ноябрьского Юрьева дня) празднуется 6 мая. На
Егория существовало множество обычаев. Например, у молодежи в этот день
принято было выбирать самого красивого парня - «Зеленого Егора» - и
обвешивать его зелеными венками, а на голову класть большой пирог,
украшенный цветами. После чего, совершив обход по деревне и полям,
мододые люди разводили костер, усаживались вокруг него и с песнями
начинали делить пирог. Та из девушек, которой досталось в пироге больше
начинки, осенью должна выйти замуж.
В
Прикарпатье в этот день пекут пироги в форме барашков. В Литве у входов
в церкви продают маленыше фигурки лошадей, коров и овец из воска или
специального теста.
После Саевина дня - 7 мая - отмечают день памяти святого евангелиста Марка (8 мая), с которым связан обычай ловить чижей.
11
мая (память Святых апостолов Иасона и Сосипатра), по обычаю, начинали
собирать березовый сок. Он сладок и быстро начинает бродить, поэтому его
называют «хмельным»: «Пьяную березовицу навеселяют хмелем!» Деревенские
знахарки собирают березовый сок не для лакомства, а для лечения.
Особенно помогает березовый сок людям, страдающим лихорадкой. Но перед
этим, по примете, необходимо было выкупать больного в дождевой воде или
еще лучше - натереть мартовским позимним снегом.
Солнечный
день 11 мая служит лучшей приметой того, что лихорадка отпустит
больного. В этот день принято было выходить на дорогу и ждать теплого
ветра с полудня. Этот ветер в представлении знахарок тоже является
целебным. Как только начинал дуть южный ветер, знахарки выставляли ему
навстречу ладанки и особыми нашептываниями загоняли ветер в них, чтобы
после, положив ладанку на больного, излечить его.
12
мая - день девяти мучеников - тоже считался днем лечения. Над больным
читали специальный заговор, в котором соединились языческие верования и
христианский церковный канон.
День
13 мая отмечен в русской традиции особыми приметами. Если вечером этого
дня небо будет звездным и поднимется теплый ветер - то, по подмосковной
примете, лето будет богато грозами и теплом, а урожай будет обильным. В
Рязанской области было принято наблюдать в этот день восход солнца:
если небо на востоке окажется чистым и безоблачным - лето будет хорошим,
если же солнце встанет в облаках - все лето будут идти дожди. В
Тульской области существует поверье, что нельзя в этот день выезжать в
дорогу, не умывшись водой, натаенной с мартовского снега. Весной с
первыми оттепелями, по преданию, начинают бродить па земле всякие
болезни, и единственное средство от них - мартовский снег: «Боятся
болезни его, как соль - воды, воск - огня».
14
мая - в день святого пророка Иеремии - высевали овес, приговаривая при
этом: «Овес сея, проси Еремея». Сеяли только в теплую погоду и перед
этим проверяли почву: клали обе руки на землю, чтобы определить,
достаточно ли она прогрелась.
15
мая называли «соловьиным днем»: считалось, что в этот день запевают
соловьи. В середине мая птицеловы специально отправлялись в лес ставить
тенета на птиц. Если соловьи запевали вовремя, в «свой» день - лето
ожидали солнечным и сухим. «По соловьям и погода», - говорили в народе.
Следующие
несколько майских дней специально отводились под работы в поле, на
огороде. 18 мая - в день Арины-рассадницы - и накануне, 17 мая,
высаживали капустную рассаду, соблюдая при этом древний обычай оберега
будущего урожая: выносили на огородные грядки надтреснутый горшок и
клали внутрь выдернутый поблизости кустик крапивы (с корнем). Делалось
это для того, чтобы уберечь рассаду от завистников, от дурного глаза.
Высаживая капусту, приговаривали: «Рассадушка-рассада, не будь
голенаста, а будь пузата, не будь пустая, а будь тугая, не будь красна, а
будь вкусна, не будь стара, а будь молода, не будь мала, а будь
велика».
19
мая - на Дениса-горошника - высевали горох, а на следующий день - 20
мая, на Арсения-пшешчника, - в степных областях засевали пшеницу. В этот
день принято было печь пшеничные пироги и кормить ими всех знакомых и
даже незнакомых, прохожих, помня старинную присказку: «Прохожий -
человек Божий».
Никола
вешний (весенний) - отмечался 22 мая. Отмечавшие этот праздник
вспоминали и второй Николин день - Николу зимнего (19 декабря), связывая
их в пословице: «Два Николы: теплый да холодный, сытый да голодный». На
Николу вешнего в деревне впервые выгоняли коней в ночное.
С
каждым следующим днем - 23 мая (Симона Зилота), 24 мая (Мокея), 25
(Епи-фана) связаны свои приметы. Но особенно выделяется 26 мая -
Лукерьи-комарницы. Считается, что в этот день с теплым ветром прилетают
комары. На следующий, Сидоров день (27 мая) холодный ветер уходит на
север до зимы, и вместе с ним уходит и последний, самый тяжелый весенний
месяц - наступает лето.
Похожие новости:
|