Приветствую Вас Гость. Вход | RSS
Новости




Каталог статей

Главная » Статьи » Для родителей » Педагогика

Как выучить таблицу умножения

Если у вас вызывает недоумение сама постановка вопроса и хочется дать на него ответ типа "нужно просто сесть и выучить", то значит, вы никогда не сталкивались с проблемами механической памяти ни у себя, ни у своего ребенка. Такие сложности, действительно, встречаются не так уж часто. Обычно в том возрасте, когда в школьной программе изучают таблицу умножения, у детей еще сохраняется очень хорошая механическая память (которая по мере взросления несколько ухудшается). Поэтому им довольно легко дается "зубрежка", т.е. многократное восприятие и повторение учебного материала. На этой способности, в основном, и построено обучение в начальной школе. Если же у ребенка плохо развита механическая память, и он не в состоянии запомнить материал такими способами, как все одноклассники, то он попадает в незавидное положение. Ужасно обидно за таких детей, которые не являются отстающими в интеллектуальном развитии и могут быть весьма прилежны, но традиционная система преподавания не учитывает их индивидуальных особенностей. Основной метод, который рекомендуется использовать для заучивания таблицы, это создание рисунков и рассказов, иллюстрирующих примеры на умножение. Сначала предлагается ребенку пофантазировать и сказать, на что похожи цифры от 0 до 9. Так учащийся придумывает для себя устойчивые ассоциации. Например, цифра "1" напоминала ей человека с любопытным носом, цифра "2" - лебедя, цифра "3" - сердечко и т.д. (важно, чтобы эти образы были придуманы самим ребенком, иначе это станет дополнительной нагрузкой на память). Далее эти образы рисуются в виде картинок рядом с соответствующими цифрами (задействовав таким образом моторную и образную память, а также эмоциональную, т.к. эта необычная работа вызывает у детей разные положительные чувства). После этого необходимо закрепить образовавшиеся ассоциативные связи, поэтому ребенку называют нарисованные картинки в разброс, а он вспоминает, какую цифру он ею изобразил. Когда эти связи будут четко установлены, можно переходить к работе над запоминанием табличных примеров на умножение. Лучше не проходить за день более, чем один столбик из таблицы, чтобы избежать явления наложения заучиваемого материала друг на друга (что является нормальным свойством человеческой памяти). Дальнейшая работа строится следующим образом. Ученик пишет пример, который он в данный момент запоминает, сначала обычными цифрами, а рядом с помощью образов (картинки и знак умножения в левой стороне, затем знак "равно" и число в виде образа(ов) справа). После этого ему предлагается придумать историю, которая логично объединяла бы этих персонажей и имела какие-то причинно-следственные связи. Схема истории такова: один персонаж встречает другого, условия их встреч могут быть разнообразны. А окончание должно логично подвести рассказ к появлению персонажей, нарисованных после знака "равно". Чем интереснее, неожиданнее и эмоциональнее будут эти рассказы, тем лучше. Они должны хорошо запечатлеться в памяти ребенка, а кроме того, на время такого обучения и в вашей памяти тоже. Например, такая история на случай умножения "2 х 3 = 6". "Шел лебедь(2) и вдруг увидел сердечко(3). Послушал он свое сердце, а оно сильно колотится. Тогда понял лебедь, что влюбился. Стал он ухаживать за сердечком. А потом появился клоун(6) и стал смеяться над ними -тили-тили-тесто - жених и невеста!" После того, как вы проработали несколько примеров таким эмоциональным способом, следует перейти к следующему этапу - укреплению связей, вычленению только самого главного из всего рассказа (хотя в эмоциональной памяти хорошо бы сохранить весь сюжет). Это можно сделать, задавая ребенку вопросы типа "Шел лебедь, встретил сердечко. Кто потом появится?". Если ребенок ответил правильно, то нужно попросить теперь сказать цифрами, что это за пример. Если же верного ответа не поступило, то помогите ему вспомнить составленную историю с помощью комментариев частей рассказа. Обратите внимание, что переходить к работе над следующим столбиком (с другим главным персонажем) следует только после того, как автоматизировано воспроизведение всех установленных связей в предыдущем. Обратите внимание ребенка на то, что не нужно каждый раз придумывать новые истории, ведь в каждом последующем столбике будут встречаться примеры из предыдущих, где персонажи просто поменялись местами. Итог таких историй все равно будет как придуманный ранее. Когда ребенок запомнит таким способом всю таблицу умножения, нужно повторить и закрепить ее, используя дополнительные методы. Примеры из таблицы (уже в цифрах) можно произносить с разными интонациями (например, сильно удивляясь или огорчаясь), выкрикивать как лозунги на демонстрации, говорить как можно медленнее или, наоборот, как скороговорку, почти кричать или шептать и т.п. Хорошо также использовать шуточные задачи, решаемые с помощью примеров из таблицы умножения. Можно тренировать эти навыки, устроив ребенку игровое "испытание" по принципу настольной игры: если он правильно отвечает пример из таблицы умножения, то делает шаг вперед, если нет - то шагает назад. Зато если по результатам таких испытаний игрок достигнет условленного места, например, дойдет до двери комнаты, то он считается победителем и должен чествоваться или награждаться чем-нибудь приятным. Если же вы опасаетесь, что у вас не хватит творческих способностей, чтобы воплотить в жизнь все рекомендуемые дополнительные методы, то можете обратиться к вашему школьному психологу, где все эти приемы вы совместно проработаете. Используя все указанные способы в систематических занятиях (2 раза в неделю), можно добиться того, что ваш ребенок хорошо овладеет таблицей умножения уже через один - два месяца. Но еще важнее то, что ребенок поймет: это не он глупый и неспособный, а просто тот способ усвоения материала, который все используют, ему не подходит, но он может выучить то, что необходимо, другими методами, причем творческими и интересными. Кстати, такие методы обучения могут быть приятны и полезны даже в том случае, если у вашего ребенка нет проблем с механической памятью, но вы просто заботитесь о том, чтобы его интерес к учебе не угас из-за скучной зубрежки.



Источник: http://psy-school.narod.ru/
Категория: Педагогика | Добавил: elenklim (01 Апрель 2010)
Просмотров: 1444 | Теги: для родителей | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Сайт Наши деточки
Наша погода
Наша кнопка
Наша кнопочка ヅНаша кнопка
[Получить код кнопки]
Наши гости
Нас на сайте:
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Помоги




 





Персональный сайт eleklim "Пёстрый портфель" © 2009-2017
Тех. поддержка Likbezz aka Flesh
Хостинг от uCoz
  Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100 "Пёстрый портфель" - Наша кнопочка

<?substr(
,0,0)?>